Сайт поставщиков
Рынок
Тайные покупатели тестируют
Компания

франшиза салона красоты ''Иночи''
Библиотека индустрии красоты
Справочник
Двигаться вперед без маркетинговой информации, все равно что ходить по карнизу с завязанными глазами. А обойтись без рекламы не удалось даже Мерседесу. Попробовали концепцию «Мерседес в рекламе не нуждается», и потом долго догоняли конкурентов

<< назад к списку

Маркетинг - почему его нет в красивом бизнесе

Александр Ходаков

Винни-Пух всю жизнь удивлялся феномену своего любимого лакомства: «мед или есть, или его сразу нет». Вспомните круглые глаза медвежонка, полные недоумения по данному вопросу. Хотите увидеть такое же выражение лица? Попросите знакомого маркетолога из любой другой отрасли взглянуть на то, как обстоят дела с маркетингом у нас в красивом бизнесе. И хотя есть исключения, который лишь подтверждают общее правило, я осмелился вынести в заголовок статьи констатацию полного отсутствия у нас маркетинга как такового.

Говорить о маркетинге на уровне салонов красоты как-то даже неприлично, но там хотя бы понятно, что все из-за бедности. Нет у большинства салонов денег на полноценную маркетинговую политику. Но отчего же так печально обстоят дела в среде поставщиков косметической продукции?

Поставщики делятся на две примерно равные категории с точки зрения маркетинговых составляющих. На тех, кто имеет в штате собственного маркетолога (порой даже их несколько, целый отдел), и на тех, кто считает это лишним. И те и другие часто в итоге страдают. Расскажу почему.

Лишних ртов не держим

Начнем с тех, кто считает сотрудника по маркетингу и рекламе ненужным. Тут все понятно, владелец компании сам с усам, и лишнее звено ему ни в почем. Такой всегда сам разбирается во всех вопросах, а тем более в рекламе и продвижении косметической продукции. Ведь по разумению, «не боги горшки обжигают», а смертные. Стало быть, чего доверять продвижение кому-то, кто прошел пятилетнее обучение, когда дипломы сегодня дают кому попало, хоть тем кто еще вчера с гор спустился, хоть тем, кто и вовсе не учился, прожигая жизнь в тусовках… Все подряд все равно получают корочки специалиста, хотя если по-честному, специалистов из них по пальцам пересчитать. И все же, когда на уровне высшего руководства обсуждаются не маркетинговые стратегические задачи, а любая мелочевка вплоть до цвета баннера или шрифта в тексте, идет настоящая подмена функций генерального директора. Разорваться на «тысячу медвежат» и полноценно делать за всех сотрудников работу еще никому не удавалось. В итоге оперативные задачи все равно поглощают руководителя, который задвигает все вопросы маркетинга «на потом», когда появится время. А свободного времени все нет и нет, и маркетинг буксует, идеи тихонько пылится по папкам, до которых не доходят руки, решений нет и не предвидится. Ох, знакомая картина, я вам скажу! Я таких компаний вижу великое множество.

Заложники

Еще одна часто распространенная категория - если так можно выразится, номинальные маркетологи. То есть, они опять же, если воспользоваться терминологией Винни Пуха - вроде бы есть, а вроде бы их и нет. Ну хотя бы просто потому, что им приходится обходиться почти без бюджета, которых им не наделяют. Остается только клянчить и выпрашивать крохи, а по сути - лишь исполнять решения, принятые высшим руководством компании. Традиционно это участие в одной или нескольких выставках, реклама в одном или нескольких отраслевых журналах и поддержка корпоративного сайта. Из недавнего тренда - еще и постинг в социальных сетях. Проявить себя в таких жестких рамках трудно, а рабочее время убивается на разнообразные, часто не свойственные маркетологам функции, такие например, как написание текстов (ну не всем же дано писать…), разработка оригинал-макетов (ну это же вообще другая профессия - дизайнер...) и так далее. При отсутствии главного, что должен делать маркетолог – разработки маркетинговой стратегии, маркетологи в таких компаниях быстро деградируют, становясь фактически заложниками процессов, в которых им отведена роль исполнителя, а любая инициатива гасится на корню. Увы, такое мне приходится наблюдать сплошь и рядом.

Терминаторы

Вот не знаю почему, но больше всего меня пугают новые сотрудники, пришедшие на смену. У нас ведь чаще всего как происходит: маркетологи долго в компании не живут, их «уходят» по разным причинам – то на них валят все шишки за то, что падают продажи, то ловят за руку при растрате денег на рекламу, то еще по какой-то причине. Факт остается фактом - маркетологи часто меняются. И как только приходит «новая метла», она стремиться расправиться со всем, что удалось сделать предшественнику. Тут же все наработки отправляются под пресс, все рубится в капусту, и… давайте все делать заново и по-другому. Вот буквально на днях приходит в одну известную косметическую компанию новый маркетолог, смотрит что наваяли до нее. И видит, что в павильоне компании на Интернет-выставке CosmoExpoв числе прочего – фото предыдущего маркетолога. Ну разве не обидно? Раздражает! Конечно, первая реакция – зачистить поляну. Для этого можно сходить к руководителю компании, и с горящим взглядом рассказать, что участие в виртуальной косметической выставке не приносит результатов. Видимо, произнесено это было горячо и убедительно, потому что руководитель компании принял удивительное решение - снести весь павильон. Кто выиграл? Маркетолог. Кто проиграл? Компания. Я не стану утверждать, что без участия в Интернет-выставке (да впрочем, и в любой другой выставке) поставщику косметической продукции не обойтись. Некоторые компании вообще игнорируют Интернет, и ничего, у них другие каналы общения с потребителями. Но вопрос в другом – зачем сносить то, во что раньше эта же компания вкладывала усилия и деньги? Любой, кто хоть что-то понимает в экономике скажет, что революционные порывы из серии «мы старый мир разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим…» - самое затратное и неэффективное хозяйствование, которое только можно себе представить. Так и бродят из компании в компанию маркетологи-терминаторы, умеющие только разрушать, но напрочь лишенные умения созидать. Их, правда, рано или поздно тоже увольняют. Но к этому моменту они успевают все порушить, оставляя за собой выжженую поляну.

Резюме

У меня нет задачи перечислять десятки других вариантов ответа на вопрос «почему маркетинг не уживается в красивом бизнесе», почему поставщики не слышат и даже не хотят слышать того, чего от них ждут потребители – салоны красоты. Этому посвящен весь наш сайт Союза поставщиков красивого бизнеса, и соответствующий электронный журнал, на который многие подписались. Я привел три часто встречающихся примера из жизни компаний-поставщиков косметической продукции. Думаю, вы тоже встречались с такими типажами. Но легче ли от этой узнаваемости? Разве что-то меняется?

Зачем вообще тогда маркетологи? Часть руководителей по-прежнему считают, что маркетологи только тратят деньги. Так оно и есть, если не тратить деньги на маркетинг, то неизбежно начнут падать продажи. Другое дело – кто этим занимается, и как они это делают, с какой отдачей. Кто принимает решения, кто определяет стратегию. Всегда ли эти решения идут на пользу компании. Если не задавать себе этих вопросов, то маркетинга в красивом бизнесе так и не появится.

02.12.2012




Весна, пора обучать администраторов!

Обновлен наш дистанционный курс обучения администратора салона красоты, теперь помимо подробного описания того, что и как фронт-менеджер должен делать от рассвета до заката (включая искусство продаж), добавлены готовые скрипты телефонных разговоров с клиентами




Маркетинг и реклама:

Рынок:
Новости
Тенденции
Продукты
Тайные покупатели тестируют:
Алло, мы вам звонили
Наша Кунсткамера
Компания:
Развитие
Маркетинг и реклама
Продажи
Обучение персонала
Биржа труда
Поиск партнеров
Объявления
Библиотека индустрии красоты:
Профессиональное оборудование
Профессиональная косметика
Статьи для специалистов
Статьи о салонном бизнесе
Статьи разные
Справочник:
Косметические компании
Салоны красоты
СПА салоны
Выставки
Где искать информацию
О нас:
О сайте
Наша рассылка