Сайт поставщиков
Рынок
Тайные покупатели тестируют
Компания

франшиза салона красоты ''Иночи''
Библиотека индустрии красоты
Справочник
Здесь мы рассказываем о тенденциях рынка. Если знаешь, куда движется рынок, наверняка это пригодиться в выработке стратегии развития. Мнения наших экспертов – не догма, а именно частное мнение. Иногда точки зрения разные. Выбор за вами!

<< назад к списку

Война или мир? Куда движется сегодняшний рынок поставок салонной косметики

Александр Ходаков

Чей сегодня рынок салонной косметики? Рынок поставщика или рынок покупателя? Не представляет труда ответить на этот вопрос, когда на 30 тысяч российских салонов приходится более чем две сотни косметических брендов. А если вычесть из числа предприятий красивого бизнеса дешевые парикмахерские совкового пошиба, где клиентам моют голову бытовыми шампунями, а косметолога нет в помине, то в итоге приличных заведений останется не так уж и много. Именно за их внимание бьется армия поставщиков.

Впрочем, из двух сотен брендов многие фигурируют на рынке лишь номинально. Фактически лишь три десятка марок более-менее распространены, и более-менее продаются. А если отъехать от Москвы подальше, то известных брендов еще меньше. При этом нельзя сказать, что среди поставщиков есть игроки, доминирующие на рынке. Для примера рынок безалкогольных напитков определенно делят два гиганта Coca-Cola и Pepsi-cola, и где-то рядом с лидерами есть еще вездесущая компания Nestle со своими Icetea и подобными напитками. Крупнейший российский бренд Wimm-Bill-Dann был куплен все той же Pepsi, концентрация всех и вся в одних тех же монополиях позволила им начать выдавливать с рынка малых и средних игроков. Теперь попробуй, новичок, втиснись на рынок, когда доминирующие игроки вкладывают в рекламу огромные бюджеты, и всячески заинтересовывают мерчендайзеров торговых сетей, чтобы те, выставляли на лучшие полки магазинов эти бренды, а напитки мелких конкурентов задвигали в угол.

А у нас? Среди брендов профессиональной косметики есть несколько лидеров, но никто из них не доминирует так, как игроки других рынков. Разве что в сегменте материалов для ногтевого сервиса и парикмахерских средств, наблюдаются явные лидеры. С большим отрывом два больших игрока - Loreal и Wella борются друг с другом за первое место, за этой борьбой с некоторой обидой наблюдает вечно третий Schwarzkopf, а следом – плотная десятка игроков средней весовой категории, среди которых тоже известные бренды типа Sexyhair, PaulMitchell и т.п. И хотя вместе они суммарно не меньше чем лидеры, но ведь если бы вместе. А то ведь – порознь.

Рынок  профессиональной косметики и материалов для косметологических кабинетов размыт так, что явного лидера определить очень трудно. Поэтому и борьба за передел рынка идет нешуточная, буквально как в лихие 90-e годы в нефтяной отрасли. Игроков много, и у каждого микроскопический кусочек пирога. А кушать всем хочется. Ситуация такова, что без явного лидера шансы выйти вперед и добиться успеха есть у каждого игрока. Долго ли еще продлится счастливое время, пока «американская мечта» выбиться из грязи в князи будет доступна каждому поставщику? Мне представляется, что сегмент профессиональной косметики не сможет долго находиться в таком неустойчивом равновесии, и так же как и в соседних отраслях в нем относительно скоро все разложится по полочкам. Кто-то из поставщиков добьется майки лидера, а дальше будет как всегда - монополизация рынка, подавление мелких конкурентов и тот самый сценарий, что и в рассказанном выше примере в безалкогольными напитками - разделяй и властвуй. За этим последует скупка менее удачливых компаний вместе с их дилерскими сетями, вместе с выведенными ими ранее на рынок брендами, лучшими сотрудниками и т.п. Ну а с теми, кто будет сопротивляться, разговор иной.

Но это про конкуренцию внутри среды поставщиков. А в целом, пользуясь тем, что слой поставщиков демонополизирован, и уж определенно картельных соглашений на радость ФАС на нем не замечено, то сегодня на рынке салонной косметике балом правят покупатели. Особенно это стало заметно, когда грянул финансовый кризис. Казалось бы - в салонном бизнесе уж тем более нет сильных игроков - все салоны красоты разобщены, более того - настолько не любят друг-друга, что все попытки их объединить в ассоциации и союзы проваливались на корню. Если на Западе крупные сети салонов красоты, охватывающие сотни салонов красоты - конечно, они могут за себя постоять, у нас же сетевых салонов менее пяти процентов, да и то самые крупные бренды Персона и Моне - это даже не сотни, а десятки салонов в сети. И тем не менее, мы наблюдаем рынок потребителя, где условия игры диктуют вовсе не поставщики, а сами салоны красоты. И чтобы переменить ситуацию, что-то должно измениться кардинально. Увы, я вижу только два варианта:

1. Путь монополизации. То есть, значительное сокращение числа поставщиков, сосредоточение основных поставок профессиональной косметики в руках не сотен (как сейчас), и даже не десятков, а всего лишь у нескольких поставщиков. Такая монополизация рынка автоматически приведет к тому, что позиция поставщиков во взаимоотношениях с салонами красоты значительно усилится.

2. Путь картельного союза. То есть, поставщики могут попробовать договориться между собой, согласовывая действия, формируя правила игры. В том числе делая и то, что не приемлет антимонопольное законодательство - координация ценовой политики, разделение рынка на сегменты, закрепляемые за «смотрящими» за ними компаниями-поставщиками и т.п.

Короче говоря, либо конкурентная война, либо мир путем соглашения. Но опять же, при втором варианте развития сегодня трудно себе представить, что сотни поставщиков физически могут договориться о чем-то. Поэтому, скорее всего, будет война. Либо до победного конца (по первому варианту), либо до того момента, когда в ходе военных действий количество участников рынка поставок салонной косметики поубавится, и оставшиеся сядут за стол переговоров, чтобы четко поделить рынок.

Вы можете сказать, что я сгущаю краски в своих прогнозах, однако вспомните - природа не терпит хаоса, весь мир вокруг нас стремится к упорядочению всего и вся. И сегмент поставок салонной косметики, куда продолжают входить новые и новые участники, наивно считая его кусочком Аляски, где еще можно заработать быстрые деньги, тоже не будет долго пребывать в состоянии хаоса. Но золота на всех явно не хватает, более того - очевидно, что кто-то из слабейших должен уйти, а кто-то – еще более окрепнуть и остаться, и править балом.

06.07.2011




Весна, пора обучать администраторов!

Обновлен наш дистанционный курс обучения администратора салона красоты, теперь помимо подробного описания того, что и как фронт-менеджер должен делать от рассвета до заката (включая искусство продаж), добавлены готовые скрипты телефонных разговоров с клиентами




Тенденции: публикации

Рынок:
Новости
Тенденции
Продукты
Тайные покупатели тестируют:
Алло, мы вам звонили
Наша Кунсткамера
Компания:
Развитие
Маркетинг и реклама
Продажи
Обучение персонала
Биржа труда
Поиск партнеров
Объявления
Библиотека индустрии красоты:
Профессиональное оборудование
Профессиональная косметика
Статьи для специалистов
Статьи о салонном бизнесе
Статьи разные
Справочник:
Косметические компании
Салоны красоты
СПА салоны
Выставки
Где искать информацию
О нас:
О сайте
Наша рассылка